Георгиевская ленточка

вторник, 4 октября 2016 г.

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагога, или интуитивное рисование и в нашем саду)

Что же такое "профессиональное выгорание"?
На просторах Интернета, я нашла вот такое толкование:







В конце учебного года, я решила поработать с нашими педагогами, ведь год был очень насыщенным, и очень уж хотелось, чтобы педагоги ушли в отпуск немного "проработанными", без стресса и отрицательных эмоций.
Для проведения тренингового мероприятия я взяла новую для себя технологию "интуитивного или правополушарного рисования".
Что же это такое "интуитивное или правополушарное рисование"?
Опять же поплавав на просторах Интернета, вот, что я узнала:
На сайте "МамаДети. Познаем мир вместе!" Елена описала это так...

"Это наш ключик к своим внутренним эмоциям и переживаниям, к своему подсознанию. Когда человек рисует и не задумывается о своем произведении как художественном, выводит на листе бумаги то, что ему хочется и кажется нужным в данный момент – в его образах всегда проявляется его внутреннее «Я».
Как это работает?
Интуитивное рисование приводит к активизации правого полушария, которое у человека отвечает за идеи, образы, творчество. В то время, как у взрослых, в основном доминирующим является левое – это логика, расчет, ограничения.
Интуитивное рисование – как метод арт-терапии – это замечательный метод избежать внутренней цензуры, убрать эмоциональные блоки  и взглянуть на мир и себя с другой стороны".
Мне данная интерпретация подходит, итак начинаем тренинг....
Первое упражнение. Для разогрева и снятия эмоциональных и телесных зажимов поиграем в следующую игру. По моей команде педагоги должны выстроиться по заданному признаку в шеренгу, как можно быстрее
  • по  росту
  • по размеру ноги
  • по цвету глаз (от светлого к темному)
  • в алфавитном порядке отчества
  • по дате рождения


   
??? для обсуждения:
  • Что помогло быстрее построиться?
  • Состоялась бы игра, если мы все были одинаковы по признакам?
Итак, все мы разные, но нам интересно вместе.
Далее, садимся в круг и оформляем визитку (на время тренинга забываем, что к нам - педагогам положено обращаться по имени и отчеству, и оформляем свою визитку, где записываем, ту форму вашего имени, которая вам нравится в данный момент больше всего, и как вас будут называть в данный момент).

Упражнение второе "Презентация имени" 
Называем свое имя и сообщаем группе любой факт о вас, о котором вы хотите сейчас рассказать.
Далее знакомство с правилами нашей группы:
  • Говорим от своего имени
  • "Здесь и сейчас" - обсуждаем только то, что происходит именно здесь в данное время
  • Уважаем чувства и желания других членов группы
  • Стараемся активно участвовать в работе нашей группы
Упражнение - эксперимент "Стресс"
На столах за которыми сидит тренинговая группа стоят прозрачные стаканы с чистой водой, кисточки, гуашь, перламутровая гуашь или блестки, трубочки. 
Перед вами стаканы с прозрачной водой, опишите эту воду. (Прозрачная и чистая).
С какими эмоциями и внутренним состоянием она ассоциируется? (Спокойствие, комфорт) .
Нам нравится, когда нам комфортно и хорошо. Добавляем перламутровую гуашь или блестки в стакан с водой. Что сейчас происходит с нашим внутренним состоянием? Мы счастливы, нам весело и хорошо. Что нам помогает испытывать данное состояние?
Теперь группа показывает опытным путем состояние дискомфорта, эмоционального перенапряжения, стресса.


(Участники группы добавляют в стакан с водой темные краски и демонстрируют симптомы эмоционального выгорания: раздражительность, тревогу, усталость и т.д.)
Цель нашего мероприятия - подзарядиться положительными эмоциями, снять негатив.

Игра "Калоши счастья"
У Андерсена есть сказка с названием "Калоши счастья", в этой сказке фее подарили такие калоши, надев которые человек становился самым счастливым, они могли исполнить все желания. И я сегодня предлагаю вам надеть "калоши счастья". Конечно, мы с вами не в сказке, и поэтому на пути нам могут встречаться разные препятствия, но мы ведь в счастливых калошах, и нам все по плечу.
Итак делимся на две команды, команда "белочки" и команда "лисички".
Задача группы, надев калоши преодолеть препятствия.
  • "Кочки" - преследующие нас темные и неприятные мысли ( перепрыгиваем эти кочки)
  • "Дорожка" - это река нашей тревожности и страхов (по ней мы проходим необычным способом)
  • "Барьер" - это наша низкая самооценка (ее нужно с гордостью перешагнуть)
  • "Болото" - жестокое общество и окружающие нас люди (придумайте, как его обойти, что бы в нем не увязнуть).
  • Впереди "Пьедестал" - наша цель, победа (здесь ваша радость, любые жесты и мимика символизирующая чувство победы) 
И возвращаемся гордым победителем и передаем эстафету. 
Не забываем поддерживать и аплодировать нашим коллегам, которые достигли "пьедестала".



Беседа, что я чувствовал, при прохождении эстафеты? Помогли ли мне коллеги, которые меня поддерживали? Какие выводы можно сделать? Что помогает в жизни на пути к цели преодолевать разные препятствия?




Теперь немного релакса. Техника "Распускание панцирей" (ссылка на сайт с полным текстом техники)
Данная техника включает в себя 30 мини упражнений, каждое из которых продолжительностью одну минуту. Но мы взяли некоторые из них. Группа приняла удобное  для каждого положение.
Мы будем работать с мышечными панцирями в семи областях:
1. В области глаз. 
2. В области рта.
3. В области шеи. 
4. В области груди. 
5. В области диафрагмы. 
6. В области живота. 
7. В области таза. 
Итак, сядьте на корточки. Успокойте дыхание. Скажите себе: "Я спокоен. Я совершенно спокоен. Я уверенно смотрю в будущее. Мне нравятся новые ощущения. Я открыт для изменений". Старайтесь добиться такого состояния покоя, какое у вас бывает утром выходного дня, когда не надо никуда спешить.
ГЛАЗА
2. Откройте глаза как можно шире.
3. Двигайте глазами из стороны в сторону: вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали.
4. Вращайте глаза по часовой стрелке, против часовой.
5. Смотрите искоса на разные вещи вокруг себя.
РОТ
6. Изобразите сильный плач.
7. Посылайте воздушные поцелуи разным вещам вокруг, при этом сильно и с напряжением вытягивая губы.
ГРУДЬ
1. Сядьте на корточки. Сделайте глубокий вдох. При этом сначала раздувается живот, а потом уже расширяется грудная клетка. Глубокий выдох. Опять сначала сдувается живот, потом уже сокращается грудная клетка.
2. Изобразите, что вы дерётесь с помощью только рук: колотите, рвите, царапайте, дёргайте и т.д.
3. Вдохните и постарайтесь поднять свою грудь как можно выше, как будто стараетесь ею коснуться потолка. Можете даже встать на цыпочки. Выдохните, немного отдохните и повторите.
ДИАФРАГМА
1. Резко сокращая диафрагму, делайте короткие выдохи через широко открытый рот. Диафрагма, расслабляясь, приводит к вдоху. Вдох-выдох должен занять одну секунду. Примерно одна пятая секунды - резкий выдох, четыре пятых - плавный вдох.
2. Дышите животом: он должен как можно сильнее раздуться, а потом войти внутрь и как бы прилипнуть к позвоночнику.
3. Лягте на спину. Делая выдох, поднимите туловище и постарайтесь схватить руками стопы ног. Задержите дыхание. Вернитесь в исходную позицию. Повторите.
4. Лягте на живот. Делая вдох, поднимите корпус и как можно дальше назад откиньте голову.
ЖИВОТ
1. Встаньте на четвереньки и изобразите разные кошачьи движенья.
ТАЗ
1. Изобразите лягающуюся лошадь.
2. Лягте на спину. Бейте тазом о коврик.
3. Стоя, одну руку положите на нижнюю часть живота. Другую руку заложите за голову. Делайте разные резкие и плавные движения тазом.
4. Расставьте ноги как можно шире. Переносите вес поочерёдно на левую и правую ногу.
ЗАВЕРШЕНИЕ
5. Свободный танец.

Техника "интуитивное рисование"
Устраиваемся в удобном для вас месте, берем лист бумаги, кисти и краски и начинаем творить. Данная видеозапись интуитивного рисования, была взята за некий "образец". Но каждый член группы использовал те цвета красок, которые желал, и рисовал те цветы, которые хотел, и поэтому рисунки получились разные.













"Рефлексия"
Беседа о рисунках. Что чувствовали? Какие эмоции посетили вас за время рисования? 


Упражнение "Ресурсы"
Каждому человеку нужны ресурсы. Ресурсы - это источник запасов сил, благодаря которым мы можем противостоять неприятностям, это то, что помогает сохранить свою жизнестойкость.
(В центре круга на подносе лежат стеклянные бабочки - символ ресурса, и красивая шкатулка - символ нашего "Я"). Я предлагаю вам сделать некую копилку ресурсов борьбы со стрессом, Мы берем по одной бабочке, любого цвета и кладем ее в шкатулку, называя при этом, что вы кладете ( радость, любовь, взаимопомощь....). Шкатулку передаем по кругу.



Как только нам станет трудно, мы сможем представить нашу шкатулку и воспользоваться необходимым нам ресурсом (мыслями, чувствами, ощущениями), чтобы справиться с насущной проблемой.

Упражнение "Аплодисменты"

И в завершении хотелось бы закончить нашу встречу на огромном позитиве, подарить всем нам ощущение победы и оваций каждому. поаплодируем друг другу.

Вот такой тренинг у нас прошел, и вот так мы научились использовать свое правое полушарие для борьбы с проф.выгоранием)))



16 комментариев:

  1. Наталья, великолепный тренинг! А по времени сколько? СПасибо, что делишься.

    ОтветитьУдалить
  2. Алена, доброе утро. Примерно 1,5 часа. Самое объемное это релаксация и рисование.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравстуй, Наталья!
    Хорошо выстроенный тренинг, грамотно подобронные упражнения. Понравилась техника "интуативное рисование".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, здравствуй!!! Спасибо, что заглянула)))

      Удалить
  4. Вот так вот! Наталья, тренинг удался! Видно по ярким и позитивным рисункам)) Аплодисменты!

    ОтветитьУдалить
  5. Ирина, здравствуйте. Рада знакомству. Да, тренинг удался. Девочки почувствовали не только расслабление и позитив, но и стали художниками)

    ОтветитьУдалить
  6. Наталья, тренинг прекрасный! Очень насыщенный и ресурсный! Браво! Аплодисменты за проделанную работу!

    ОтветитьУдалить
  7. Судя по фотографиям, тренинг удался! Очень насыщенный, столько интересных заданий! Доброжелательная и непринужденная обстановка, улыбки на лицах педагогов, замечательные яркие рисунки! Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, спасибо! Тренинг удался действительно!!! Сейчас у нас в саду будет большая проверка обрнадзором, после планирую провести для педагогов еще один тренинг, сейчас идет подготовка.

      Удалить
  8. Наташа, добрый день! Очень люблю разного рода тренинги, правда у меня подготовка к ним отнимает массу времени, но результат того стоит. Я в прошлом году реализовала цикл тренинговых мероприятий с педагогами, которые нашли множество положительных отзывов. А вот технику интуитивное рисование возьму на заметку. PS: очень интересно смотреть на простые фотографии на которых педагоги сидя на полу изображают свою картину мира. Супер! http://psiholog-blr.blogspot.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, вы правы! Подготовка занимает много времени, продумать тематику, подобрать нужные игры и т.д., но самое главное это результат и довольные лица всех участников тренинга.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Наталья!Это классный тренинг и наши педагоги очень любят данные мероприятия, здесь действительно отдыхаешь и душой и телом! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, здравствуйте!!! Тренинг очень расслабляет, не только его участников, но и тренеров тоже. Я была тренером, но умудрилась тоже зарядиться огромным позитивом и расслабиться)))

      Удалить
  10. Здравствуйте, Наталья! Про эмоциональное выгорание всегда актуально, спасибо. Очень понравилась релаксация и упражнение-эксперимент)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Арина, добрый день. Рада видеть Вас. Тема профессионального выгорания всегда будет актуальной. Педагоги, учителя и воспитатели всегда являются самой уязвимой категорией, и с ними необходимо работать всегда...

      Удалить